Снежные осадки и гололед провоцируют множество аварий на дорогах. Чтобы не подвергать себя, свое транспортное средство и других участников движения такой опасности, следует знать особенности вождения автомобиля зимой. В автошколах обязательно учат азам, однако существует множество советов и рекомендаций, актуальных в осенне-зимнее время, с которыми бывалые водители знакомы с собственного опыта. Поэтому в данной статье вы узнаете, какое оно – вождение автомобиля зимой.

Любое авто, в принципе, плохо себя ведет на скользкой поверхности даже после «переобувки» в зимнюю резину. Собственно, для этого и создали транспортные средства типа снегоходов и саней, которые легко преодолевают снег и лед даже в условия бездорожья. И основное, что нужно знать о езде на автомобиле в зимнее время, – она должна быть спокойной и размеренной. Из-за отсутствия хорошего сцепления с обледеневшей дорогой существенно возрастает риск бокового и продольного скольжения колес. Важно соблюдать скоростной режим. В условиях большого количества снежных осадков и плохой видимости лучше вообще ограничиться 10-15 км/ч.

Механическая коробка передач в зимних реалиях

Многие профессионалы высказывают мнение, что вождение зимой для новичков на механике является более безопасным благодаря простой связи двигателя и колес. В этом случае особенности крутящего момента и скорости вращения колес полностью зависят от пожеланий водителя. Кроме того, отклик на них происходит практически моментально, что немаловажно на зимней дороге в условиях гололеда.

Езда на «механике» имеет свои особенности. В силу того, что водитель сам выбирает режим работы колес, своевременное переключение передач помогает нивелировать их проскальзывание. Так, при большей скорости оборотность двигателя снижается, он функционирует внатяг и выдает колесам меньший крутящий момент. Возможность менять режим движения в соответствии с изменением погодных условий при грамотном подходе и хороших навыках управления ТС обеспечивает большую безопасность в зимний период.

Езда с автоматическими коробками передач

Отличие автомобиля с АКПП заключается в том, что скорость вращения колес от водителя напрямую не зависит. Это «автономный процесс», определяющийся таким параметром, как частота вращения коленчатого вала мотора, а не скорости движения машины. Поэтому при езде на «автомате» возникают пробуксовки. Чтобы снизить их частоту и интенсивность, в зимнее время следует помнить о наличии специального режима L. Опытные водители не рекомендуют долго так ездить, но для преодоления сложных участков с автоматической коробкой передач это оптимальный вариант.

Существенный плюс зимней езды на машинах с АКПП – плавный старт с места, не требующих подгазовки. При сравнении разных трансмиссий данный фактор всегда учитывается, так как обеспечивает осторожный выезд с парковочного места, когда автомобиль достаточно плотно окружают другие ТС. В случае с АКПП существенно снижается вероятность бокового скольжения при пробуксовке. Поэтому с точки зрения конкретно этой ситуации, ездить на «автомате» для новичков намного удобнее.

Управление переднеприводными машинами

У вождения переднеприводного автомобиля зимой есть всего один нюанс. Главным отличием является то, что нужно раньше снижать скоростные показатели перед поворотами, чтоб не сносило переднюю ось, а задняя не виляла. Основные принципы, которые надо знать владельцам машин с передним приводом:

  • при экстренном торможении следует нажимать педаль сцепления для одновременного торможения всех колес;
  • перед поворотом на скользких дорогах надо заблаговременно снизить разгон;
  • задача передней оси – постоянное протягивание машины вперед;
  • для выравнивания ситуации в случае сноса передней оси в момент поворота лучше использовать ручной тормоз.

Зимняя езда не переднеприводном ТС исключает торможение двигателем, так как в этом случае скорость вращения задних колес будет больше передних. В результате «хвостовая» часть легкового автомобиля начнет вилять, и ее занесет. В соответствии с советами опытных водителей движение должно осуществляться в натяг или с выключенной передачей.

Преимуществом переднеприводных авто является то, что они обеспечивают ровный разгон по выбранной траектории, поскольку именно передние колеса тянут машину вперед. Важная особенность зимней езды – плавное вхождение в повороты. Поэтому стоит заблаговременно скинуть скорость и подготовиться к маневру. Типичная ошибка новичков за рулем – выворачивание рулевого колеса в нужную сторону с одновременным сбросом газа. При управлении переднеприводным авто эффект от данных манипуляций получается прямо противоположным. Правильные действия выглядят следующим образом: задействовать ручной тормоз, выровнять ТС и прибавить газу, чтобы передняя ось вернула машину в нужное направление.

Несмотря на все описанные нюансы, передний привод намного удобнее по сравнению с вождением заднеприводного автомобиля. Он позволяет устойчиво придерживаться выбранного курса на трассе, что обеспечивает достаточно высокий уровень безопасности. Поэтому водители, в частности и новички, увереннее чувствуют себя при движении на большой скорости.

Зимняя езда с полным приводом

Автомобиль с полным приводом – не является спасением от всех бед вождения в зимний период, как считают многие. Собственно, все зависит от типа привода. Он может быть постоянным или подключаемым. Последний, в свою очередь, делится на подключаемый сзади и спереди, жестко, через электронику и вискомуфту. Особенности вождения полноприводного автомобиля зимой заключаются в том, что водителю необходимо быть готовым к заносам в самые неожиданные моменты.

Привычное чувство, что полный привод нивелирует состояние дорожного покрытия, в зимнее время делает вождение абсолютно непредсказуемым. В один момент машина может уверенно входить в поворот, а в другой сорваться в сторону заноса. Даже учитывая повышенную проходимость, со снегом это не работает из-за рыхлой структуры. Несомненно, полноприводный автомобиль безопаснее, чем любой моноприводный, однако это не спасает от сюрпризов, которые периодически подкидывает скользкое покрытие.

Также следует помнить об особенностях таких представителей автомобильной промышленности, как машины с непостоянным полным приводом. По ощущениям в процессе зимней езды они напоминают скорее не управление полноприводным автомобилем, а обычный передний или задний привод. Следует всегда быть готовым в прямом смысле выруливать из сложившейся ситуации, когда электронная часть системы или муфта будут осуществлять включение второй оси.

Правила вождения автомобиля зимой

Неблагоприятные погодные условия каждый год становятся причиной роста аварийности на дорогах в осенне-зимний период. Поэтому во избежание ДТП и других непредвиденных ситуаций нужно в первую очередь помнить об аккуратности. Автомобильная езда – вообще опасный способ передвижения, а в условиях скользкой дороги она требует еще больше ответственности, внимательности и сосредоточенности. Таким образом, каждому водителю следует позаботиться о том, чтобы выработать особый стиль управления ТС на зимнее время.

В этом поможет следующий ТОП-10 от специалистов и опытных водителей:

  • Личная защита. Установите подголовники и сидения таким образом, чтобы тело при аварии плотно прижималось к ним. Никогда не ленитесь пристегивать ремни безопасности. Отрегулируйте зеркала и периодически очищайте их, обеспечивая себе возможность оценить окружающую обстановку.
  • Включенный ближний свет и «аварийка». Обеспечение хорошей видимости машины в «скользкое» время года – первая необходимость для собственной и безопасности других участников дорожного движения. Аварийные огни и специальные светоотражающие знаки дадут сигнал водителям о вашем местонахождении, если машина заглохла посреди дороги, и вы не успели съехать на обочину. Это особенно важно вечером и ночью, когда видимость максимально ограничена.
  • Плавный старт. Основные принципы в зимнее время: трогайтесь медленно (лучше на второй передаче), немного раскачивая машину вперед-назад и избегая пробуксовывания. Не срывайтесь с места, воображая себя Шумахером.
  • Аккуратное торможение. При наличии системы ABS тормоз нужно нажимать плавно, чтобы избежать блокировки колес. В случае ее отсутствия на гололеде лучше пользоваться методом прерывистого торможения с включенной передачей.
  • Готовность к заносам. Следующее, что посоветовали бы опытные водители, — избегать скоростной езды и лихачества. Зимой безопаснее ограничиваться 30 км/ч. На переднеприводной машине пробуйте выехать из заноса путем увеличения скорости. На заднеприводной наоборот нужно сбросить газ.
  • Соблюдение дистанции. Не стоит прижиматься к впереди идущему авто, ведь даже небольшой участок льда способен спровоцировать массовую аварию.
  • Внимательность к дорожным знакам. За неимением возможности следить за разметкой, руководствуйтесь при управлении правилами на установленных знаках. Аккуратно преодолевайте трамвайные и ж/д пути.
  • Движение в горку. Вверх нужно подниматься с увеличенной скоростью, а спускаться – с низкой, плавно съезжая и следя за корректностью поведения ТС.
  • Осторожность при перестройке из ряда в ряд. Лучше заранее продумать маневр, а не пытаться проскочить во внезапно образовавшееся окно.
  • Опасные сугробы. Глубокий снег способен сделать управление автомобилем просто невыносимым, поэтому лучше выбирать для движения расчищенные участки. Каждый сугроб – это потенциальная опасность, в котором нередко скрываются открытый канализационные люки, ямы, пни, куски арматуры, кирпичи, обломки бетона.

Новичкам рекомендуется соблюдать все вышеприведенные правила, чтобы не попасть в ДТП, не «убить» коробку передач или прочие важные технические узлы, а также не получить травму. Всегда лучше перестраховаться: ограничить скорость, заранее притормозить перед поворотом, не ездить по открытым участкам льда, обминать сугробы и пропускать другие машины, особенно если их водители пренебрегают основами безопасного вождения в зимний период.

Еще несколько советов…

Ноябрь – традиционный сезон подготовки к зиме. Типичными проблемами этого времени являются замерзание технических жидкостей и узлов, преодоление снежных заносов, неустойчивая езда. Чтобы повысить безопасность управления ТС, стоит проверить его на исправность на СТО. Мастер устранит выявленные поломки и даст актуальные советы по вождению зимой. Так как в это время автомобиль требует большего внимания в вопросе ухода, следует запастись спецсредствами, работающими при низкой температуре. Также всегда имейте в багажнике:

  • лом, лопату или другой шанцевый инструмент;
  • зарядное устройство для аккумулятора;
  • трос для буксировки;
  • щетку для очистки лобового стекла;
  • провода для «прикуривания»;
  • фонарик и запасные батарейки для него.

Даже не рекомендация, а правило для новичков – купить наклейку с восклицательным знаком и ездить с ней, пока не накопится достаточно водительского опыта. Другие участники дорожного движения обычно пропускают и объезжают такие машины, чтобы не создавать сложной ситуации и не попасть в аварию, если начинающий водитель вдруг растеряется или потеряет управление на обледенелой дороге.

После того, как установите зимние шины с шипами, обкатайте новую «обувку» на скорости 80 км/ч (достаточно одного километра). Такой комплект будет особенно полезным на заснеженной дороге и гололеде благодаря хорошему сцеплению и маленькому тормозному пути. Недостатком шипованной резины является создание шума во время движения, а также снижение устойчивости на мокром и сухом асфальте.